Платные дороги становятся нормой. За 2021 год протяжённость автобанов в России увеличилась минимум на 60 процентов и составила около 3,7 тысячи километров.
Популярный способ оплаты проезда по платным дорогам – установка транспондера, специального устройства, позволяющего автоматизировать процедуру. Помимо ускорения пересечения ПВП (или пунктов взимания оплаты), прибор дает возможность сэкономить. Рассмотрим технические особенности, разновидности и места применения гаджета.
Содержание
Транспондер: что это
Название "транспондер" произошло от английского слова "transponder", которое переводится как "приемо-передатчик". Это электронный блок наподобие NFS-чипа для смартфонов, используемый для бесконтактной оплаты. Работа строится на обмене радиосигналами между устройством и ПВП. Процесс полностью автоматизирован и не требует от водителя какого-то участия, кроме пополнения аккаунта у оператора платной дороги для оплаты счетов, выставляемых системой по факту проезда.
Прибор работает автономно. Его не требуется подключать к прикуривателю или менять батарейки. Интегрированный элемент питания в типовых для автомобиля условиях функционирует минимум 5-6 лет. Водителю нет необходимости разбираться, что такое транспондер на платной трассе. Все, что от него требуется, это снизить скорость при подъезде к табличке зеленого цвета с надписью "полоса T-Pass" или "проезд по транспондеру". Остальное система выполнит самостоятельно.
Как работает
Чуть подробнее остановимся на том, как работает транспондер на платной дороге. Важно понимать, что само по себе устройство бесполезно. Важно привязать его к аккаунту на облачном сервере, где можно будет пополнять счёт, контролировать расход. При отсутствии денег на балансе у водителя будет 20 дней на оплату, чтобы избежать административного штрафа (по ст. 12.21.4 КоАП РФ).
Проезд по транспондеру выглядит так:
- При приближении автомобиля в ПВП прибор получает "запрос" от оборудования пункта и активируется.
- По свободному выделенному каналу устройство передает сведения, необходимые для того, чтобы прошла оплата с конкретного счёта.
- С баланса списывается сумма, равная стоимости проезда по конкретному участку/трассе, на который произведен заезд.
Звуковым сигналом оборудование показывает, прошла ли оплата или транзакция была отклонена из-за технического сбоя, недостатка средств, по иным причинам. Схема удобная, водителю не нужно отвлекаться от дороги на прочтение сообщения. Пока рядом нет ПВП устройство остается в спящем режиме, что и позволяет ему работать длительное время без регулярной подзарядки.
Как выглядит транспондер
Теперь о том, как выглядит транспондер. Внешне прибор представляет собой небольшой по размеру коробок, зафиксированный на лобовом стекле. Благодаря компактности он не мешает обзору, его обычно крепят слева или справа от зеркала заднего вида. Цвета разные, преимущественно белый и черный. Некоторые модели оснащены крепежом для фиксации на корпусе самого зеркала (съемным для возможности выбора способа установки).
Преимущества и выгода транспондера
Чтобы объективно оценить выгоду от транспондера, нужно постоянно путешествовать, по личным или рабочим мотивам. Разовые поездки редко дают возможность понять, насколько рациональнее установка прибора по сравнению с разовой оплатой услуг. Поначалу водители ездят "как есть" и только затем начинают сравнивать возможности.
К плюсам применения прибора относят:
- Экономия времени. Водитель избегает стояния в очередях, общения с операторами.
- Экономия денег. Проезд становится дешевле благодаря специальным тарифам.
- Простое управление затратами. В аккаунте будет вся информация по поездкам и оплатам.
Иногда приходится сталкиваться с "недостатками". Например, нужно следить за балансом и заранее пополнять его. Если устройство не персонифицировано, вернуть средства не удастся. Это довольно легко компенсируется приобретением "нормального" прибора, привязанного к конкретному лицу, с возможностью любых транзакций по счёту.
Специальные тарифы
Скидки на проезд операторы обычно предоставляют тем, кто пользуется их услугами регулярно. В личном кабинете каждого абонента накапливаются баллы, которые влияют на размер экономии. Их не начисляют на определенных участках дорог. Например, на трассе М-11 "Нева" между 15 и 58 км или на ЗСД г. Санкт-Петербурга. Перечень подобных мест лучше уточнять на сайте оператора, т.к. условия периодически могут изменяться.
Табл. 1. Пример того, сколько можно сэкономить с транспондером
Количество баллов |
Предоставляемая скидка |
500 |
3% |
1000 |
5% |
2000 |
7% |
4000 |
10% |
6000 |
15% |
Отметим, что ночью проезд дешевле дневного даже без скидок, на 10-30%. Чтобы точно сэкономить на платной дороге с транспондером, стоит обращать внимание на разметку. Места ПВП обозначают зеленым цветом с изображением машины и волн радиосигнала. Полосы проезда, где производится оплата наличными, банковской картой – желтым с пиктограммой руки с купюрой и монетами. Если заехать "не там", на скидки рассчитывать не стоит.
Скорость проезда
Точность срабатывания устройства зависит от соблюдения одного простого правила – при проезде через пункты взимания платы требуется снизить скорость до 30 км/ч. Останавливаться и выходить из машины необязательно. Главное, чтобы оборудование ПВП успело считать сведения о лицевом счёте и открыть шлагбаум. Все, каких-либо других правил, как пользоваться транспондером на платных дорогах не существует.
На каких дорогах нужен транспондер
Фото: Ninaras, CC BY 4.0, via Wikimedia Commons
При оценке целесообразности приобретения транспондера важно учитывать, где работает система автоматической оплаты. Если типовой маршрут проходит мимо оснащенных этим оборудованием участков, можно ничего не менять и платить "как обычно" по въезду на платные трассы.
На момент написания статьи в России система работала на трассах:
- М-4 "Дон".
- М-3 "Украина".
- М-11 "Нева", включая участок подъезда к Шереметьево.
- ЗСД в Санкт-Петербурге.
- А-113 ЦКАД.
- М-1 "Беларусь" (на участке "северный обход Одинцово").
Перечень стоит регулярно пересматривать, потому что автоматизация постепенно охватывает все больше территорий. И, возможно, недавно оснастили необходимыми устройствами интересующую трассу. Хотя это будет видно по появившейся цветовой разметке (см. выше).
Виды транспондеров
Выпускают два основных вида транспондеров: персонифицированные и неперсонифицированные. Сначала остановимся на второй категории. Они предполагают анонимную оплату, без возможности накопления индивидуальных бонусов. Но водитель все равно получает преимущества в виде более высокой скорости въезда на платные участки дорог.
Первая категория работает с идентифицированным пользователем. При регистрации будет создан личный кабинет, где хранятся сведения о поездках, списаний с баланса и т.д. Там же накапливаются баллы, подразумевающие скидки в будущем. Софт персонифицированных транспондеров обычно есть и для смартфонов, это существенно упрощает управление аккаунтом.
Интероперабельность
Изначально у каждого оператора платных дорог были "собственные" приборы для оплаты услуг, не совместимые с оборудованием других трасс. С ними была возможность ездить лишь на конкретном участке, на остальных же приходилось прибегать к "ручной" оплате. Или нужно было приобретать несколько устройств. Но с 2017 года ситуация существенно изменилась.
Перед поездкой рекомендуем зайти в личный кабинет оператор и проверить, включена ли услуга интероперабельности (через браузер или мобильное приложение).
Компании договорились о внедрении системы интероперабельности. Она предполагает, что оплату на любой дороге можно производить любым устройством. Было бы достаточно средства на балансе, чтобы их хватило на проезд по всем интересующим участкам. С этого момента популярность такого формата оплаты резко возросла. Сейчас использует транспондеры до 60-75% всех водителей.
T-Pass
Приборы типа T-Pass "по умолчанию" используют на трассах М-3, М-4, М-11 и на ЦКАД. Скидка по ним предоставляется (на момент написания статьи) только при въезде на ЦКАД. На остальных участках оплата транспондером приравнена к оплате наличными. Компенсируют ситуацию баллы, позволяющие накопить скидку до 15% от всех выставляемых счетов. Стоит прибор в зависимости от места покупки от 1 500 рублей. Номера PAN у них начинаются с 3086595.
ЗСД
Транспондер ЗСД "по умолчанию" предназначен для жителей Санкт-Петербурга и тех, кто часто бывает в этом городе, проживает в пригороде. Его стоимость чуть ниже предыдущего, от 1 000 рублей. Плюс по нему предоставляются скидки до 50% (преимущественно на ночные поездки по западному скоростному диаметру. Тарификация применяется автоматически при заезде на дорогу, по таймеру, установленному на ПВП. Номера PAN у них начинаются с 6362875.
15-18
Модификация 15-18 также является "специальной", выпущенной для участка трассы М-11, от 15 до 58 км (дорога Москва-Шереметьево-Солнечногорск). Оператор предлагает специальные тарифы для тех, кто преимущественно ездит на работу или на дачу. Прибор предлагают купить или взять в аренду всего за 50 рублей ежемесячно (первоначальный взнос на баланс 1 000 рублей). Номера PAN у них начинаются с 6058425.
Главная дорога
Транспондеры "Главная дорога" выпускаются, в первую очередь, для трассы "Беларусь" и для Северного обхода Одинцово. В основном его предоставляют в режиме аренды при первоначальном взносе на личный счёт 1 000 рублей. Ежемесячная оплата составляет 50 рублей.
Как пользоваться транспондером
Фото: Avtodor, CC BY 4.0, via Wikimedia Commons
Подготовка к применению прибора включает всего два этапа: установка в авто или на мотоцикле, пополнение баланса. Стоит сразу изучить инструкцию по эксплуатации, чтобы знать, какие именно сигналы что означают – оплату, отказ, сбой и т.д. Больше ничего от водителя не требуется: только заезжай по конкретной полосе, снижай скорость до установленного значения и все. Настройки задаются на заводе-изготовителе, там же устанавливают полностью заряженную батарею.
Установка
Процесс установки зависит от выбора способа: на зеркало заднего вида или на лобовое стекло. При наличии дополнительного покрытия желательно выбрать место, где его нет. Мотоциклисты часто крепят транспондеры, например, в специальном чехле на рукаве костюма. Выбор за владельцем транспортного средства (зависит от бюджета, предпочтений и пр.).
Процедура установки в автомобиле:
- Обезжирьте участок стекла спиртовой салфеткой. Если он сильно запылен, сначала лучше воспользоваться простой салфеткой, чистящим средством. В комплекте может поставляться комплект салфеток для подготовки поверхности. Выбор за водителем, главное, чтобы место установки было чистым, без жировых пятен, включая "пальцы".
- Снимите защитную плёнку с клеевого слоя, нанесённого на корпус прибора. И прижмите его к ветровому стеклу секунд на 10. Важно, чтобы поверхность имела температуру хотя бы +10-15℃, когда клей имеет достаточно высокую пластичность. Слой "многоразовый", т.е. после открепления будет возможность подвесить устройство повторно.
Можно приступать к следующему шагу. Если на лобовое стекло установлена металлизированная сетка для подогрева, придется найти место, где она отсутствует. И закрепить транспондер именно там. Иначе металл будет экранировать сигнал. Стоит проигнорировать советы – положить прибор в бардачок, приклеить на торпеду и т.д.
Важно обеспечить хорошую передачу сигнала на ПВП, чтобы избежать ошибок оплаты и штрафов. Производители рекомендуют располагать устройство на высоте примерно 1,5 м. Поэтому в высоких автомобилях, тех же грузовиках, стоит выбрать место на уровне нижней части ветрового стекла, за стеклоочистителями.
Пополнение баланса
Специализированные пункты продаж и обслуживания операторов платных дорог сразу предлагают персонифицированные транспондеры. Это означает, что при регистрации система автоматически создает лицевой счёт с указанными паспортными данными, привязывает устройство к нему. Можно сразу зайти в аккаунт и пополнить баланс с банковской карты. Если прибор был куплен на "Озоне" или на Почте России, придется мириться с рядом ограничений.
Не персонифицированные имеют особенности:
- Счёт нельзя пополнить банковской картой.
- В личном кабинете нет детализации времени/оплаты поездок.
- При ошибке с номером счёта при его пополнении деньги не вернут.
- Такие устройства не поддерживают услугу интероперабельности.
Персонифицированные интересны тем, что их поддерживают популярные банки. Поэтому можно пополнять баланс из мобильных приложений Тинькофф Банка, Сбера, Уралсиба, Росбанка и т.д. В личном кабинете легко убедиться в поступлении средств, происходит это практически мгновенно, после подтверждения платежа. Если водитель желает сдать транспондер, достаточно заехать в офис оператора и написать заявление на возврат остатка (их перечислят туда же, откуда платили).
Оплата за проезд
При наличии средств на балансе оплату платной дороги транспондер произведет "самостоятельно". Главное, снизить скорость до 30 км/ч и держаться от впереди едущего транспорта минимум на 10-15 м. Если прибор сигнализирует об отсутствии денег, нужно остановиться у ПВП сообщить кассиру-контролеру о том, что вы хотите внести наличные или оплатить за проезд банковской картой. При отсутствии денег можно подписать протокол о признании долга, тогда оператор сделает взнос за вас. Его нужно вернуть в течение 10 рабочих дней.
Статусы транспондера
В личном кабинете, например, через мобильное приложение можно уточнить статус своего прибора. Так, белый цвет означает, что все в порядке, есть средства для поездок. Оранжевый статус говорит о недостаточной сумме для проезда. Серый указывает на полное обнуление баланса или блокировку устройства компанией, выдавшей его. Черный цвет является "приговором", т.к. он означает полную блокировку оборудования.
Купить или арендовать: что выгоднее
Выбор между покупкой и арендой простой. Нужно всего лишь понять, для чего нужен транспондер на платной дороге лично для вас. Если приходится ездить регулярно (ежедневно и пр.), есть смысл приобрести устройство для постоянного пользования. При разовых поездках, например, на курорт, в командировку, выгоднее арендовать прибор на требуемое время. Главное, персонифицировать его для возможности возврата остатков баланса.
В статье использованы фотографии из